Барабаш Михаил Анатольевич
Разработка электроосажденных железо-титановых сплавов и их термическая обработка для восстановления и упрочнения деталей машин
Актуальность темы. Повышение эксплуатационной надежности и улучшение функциональных возможностей машин в условиях их экс-плуатации является важнейшей проблемой современного машино-строения. Одним из основных путей решения этой проблемы является использование для изготовления деталей высокопрочных износостой-ких материалов и покрытий, хорошо сопротивляющихся вредным внешним воздействиям. Не менее острой является проблема обеспечения техники запасными частями для поддержания их работоспособности.
Большие возможности повышения долговечности деталей, в том числе и восстановленных запасных частей открывают технологии на-несения на их поверхности упрочняющих покрытий, в том числе полу-чаемых методами электроосаждения.
В настоящее время предприятия широко используют способ нане-сения на стальные поверхности твердого электролитического железа. Простота способа, недефицитность применяемых материалов и эконо-мичность обусловили его распространение во многих отраслях, а глав-ным образом, в ремонтном производстве. Однако чистое электролити-ческое железо во многих случаях по прочности и износостойкости не отвечает требованиям, предъявляемым к высоконагруженным деталям современных машин.
Поэтому повышение физико-механических и эксплуатационных свойств электроосажденного железа, которое в настоящей работе предполагается реализовать путем легирования его в процессе осажде-ния титаном, является весьма актуальным.
Исследования проводились в соответствии с тематическим планом научно-исследовательских работ Курской ГСХА (тема 11, номер госу-дарственной регистрации 01.9.20.006.402) и координационным планом научно-технических программ Центрально-Черноземного района.