A. Экономическая цель и контекст
Внешнеэкономическая среда для России несколько улучшилась со времени проведения саммита в Ханчжоу, поскольку соглашение между основными производителями нефти о сокращении производства привело к умеренному росту цен на нефть, а рост глобального ВВП ускорился, увеличив внешний спрос, улучшив инвесторов «аппетит к риску и снижение волатильности на мировых финансовых рынках. Премия странового риска в России снизилась до уровня 2013 года в свете восходящего пересмотра международных рейтинговых прогнозов и улучшения ситуации в российской экономике. Однако как динамика цен на сырьевые товары, так и ситуация в мировой экономике по-прежнему характеризуются высокой неопределенностью.
Российская экономика в значительной степени завершила свою адаптацию к низкой цене на нефть. ВВП снизился всего на 0,2% в 2016 году, несмотря на существенное (18,2%) падение цен на нефть благодаря большому вкладу чистого экспорта, поскольку гибкий режим обменного курса увеличил устойчивость российской экономики к внешним потрясениям, внося вклад в импорт замещение и продвижение не нефтяного и газового экспорта. В 2016 году промышленное производство увеличилось на 1,3% (-0,8% в 2015 году), а сельскохозяйственный сектор продолжил наращивать свою экспансию, ускоряя темпы роста в 4,8% в 2016 году (2,6% в 2015 году) в связи с оживлением внешнего и внутреннего спроса и повышением конкурентоспособности внутренних производителей. Внутренний спрос по-прежнему поддерживался расходами из Резервного фонда. Инфляция замедлилась до исторического минимума на конец года в 5,4%.
Ожидается, что в 2017 году рост ВВП станет позитивным, а инвестиции увеличатся. Стабильные низкие уровни безработицы и возобновление роста реальной заработной платы создали предпосылки для восстановления потребительского спроса. Инфляция еще больше снизила прогнозы: годовая инфляция упала до 4,3% в марте 2017 года (с 7,3% в прошлом году и 5,4% в декабре 2016 года) и приблизилась к цели 4%. Удорожание рубля, высокий спрос на продовольственные товары, по-прежнему относительно слабый спрос и снижение инфляционных ожиданий, поддерживаемых умеренно жесткой денежно-кредитной политикой, способствовали замедлению инфляции.
В более долгосрочной перспективе Россия поставила задачу увеличить темпы роста ВВП, по крайней мере, в соответствии с мировыми темпами роста. Полностью признано, что для достижения этой цели ключевым фактором будет обеспечение как поддержания макроэкономической стабильности, так и продвижения структурной реформы. В этом отношении все ключевые обязательства России, описанные в стратегии роста Брисбена1, остаются весьма актуальными.
B. Внедрение прошлых стратегий роста
Ответы макроэкономической политики
Несмотря на значительное падение цен на нефть, властям удалось удержать дефицит федерального бюджета на умеренном уровне 3,4% от ВВП в 2016 году. Дефицит в основном финансировался из средств Резервного фонда (который составил 2,1 трлн рублей или 2,5% ВВП), поэтому государственный долг несколько увеличился в номинальном выражении и даже упал в процентах от ВВП (с 13,2% в 2015 году до 12,9% в 2016 году). Дефицит нефти не уменьшился с 9,4% ВВП в 2015 году до 9,1% от ВВП в 2016 году. Поэтому можно сделать вывод о том, что в 2016 году правительству удалось выполнить свою задачу постепенной финансовой консолидации, оказывая поддержку экономике, используя ресурсы существующие фискальные буферы. Банк России осуществил денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции с конца 2014 года. Политика Банка России направлена на обеспечение ценовой и финансовой стабильности в качестве предпосылки устойчивого экономического роста. Меры Банка России стремятся к инфляции около 4%, чтобы стимулировать экономию домашних хозяйств и устанавливать условия для преобразования сбережений в инвестиции.
В 2016 году — начале 2017 года умеренно жесткая денежно-кредитная политика способствовала постепенному замедлению инфляции: с 12,9% в годовом исчислении в декабре 2015 года до 5,4% в годовом исчислении в декабре 2016 года и примерно на 4,1% в годовом исчислении в середине апреля 2017 года. С Саммита в Ханчжоу на 2016 год Банк России сократил его ключевой показатель три раза — в сентябре 2016 года на 0,5 п.п., в марте 2017 года — на 0,25 п.п., а в апреле 2017 года — на 0,5 п.п. до 9,25%. Снижая ключевую ставку в сентябре 2016 года, Банк России использовал форвардные рекомендации в своем сообщении, пообещав сохранить ключевую ставку без изменений, по крайней мере, до начала 2017 года, чтобы обеспечить переход инфляции до 4% к концу 2017 года.
Инвестиции и инфраструктура
Реализация мер в этой области в целом успешна. В частности, уже завершены четыре неключевые меры. Во-первых, капитал Фонда развития промышленности был увеличен еще на 20 млрд. Долларов. рублей в 2016 году (0,3 млрд. долларов США). Во-вторых, ставка корпоративного налога для вновь созданных промышленных предприятий была снижена (федеральная ставка от 2% до 0% и региональная ставка с 18% до 10% по усмотрению регионов). Соответствующий закон был принят в мае 2016 года. В-третьих, регионы получили право снизить налоговые ставки для налогоплательщиков с использованием упрощенной системы налогообложения доходов с 6% до 1% и снизить налоговые ставки для налогоплательщика с использованием вмененного налога с дохода от 15% до 7,5%. Соответствующий закон был принят в июле 2015 года. В-четвертых, количество проектов, согласованных в рамках закона о ГЧП, увеличилось на 88% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Все наши ключевые обязательства находятся на пути. Во-первых, в 2016 году был проведен аудит для всех проектов общей стоимостью 4 млрд. руб. или выше, в 2017 году ожидается, что обрезание составит 3 млрд. руб. рублей, в 2018 году — 1,5 млрд. рублей. Эта мера направлена на повышение эффективности государственных инвестиций. Во-вторых, государственная поддержка МСП по-прежнему является одним из приоритетов и способствовала созданию новых МСП. Меры поддержки включают предоставление государственных гарантий, кредитов с низкой процентной ставкой, консультационных услуг, информационной поддержки и доступа к закупкам крупных инфраструктурных компаний. В-третьих, 6 598 гарантий на общую сумму 80,3 млрд. рублей (1,4 млрд. долл. США) были предоставлены для МСП в 2016 году. В-четвертых, мы ожидаем, что в настоящее время 8 проектов будут финансироваться через Фонд суверенного благосостояния (SWF). По сравнению с прошлой стратегией, три проекта были приостановлены. Два из них должны были быть завершены к 2018 году («Строительство элитной железной дороги Кызыл-Курагино» и «Развитие восточной части Байкало-Амурской магистрали»), а одна — к 2024 году («Увеличение железнодорожной пропускной способности на северо-западе» порты»). Один из оставшихся 8 проектов уже полностью реализован (обновление подвижного состава, выполняемого РЖД). Четыре должны быть завершены к 2018 году, а три — к 2019-2024 годам. Компании, которые участвуют в реализации инфраструктурных проектов, полученных от Фонда национального благосостояния в форме займов и облигаций в 2014-2016 годах, составляют 63% от зарезервированного финансирования.
2017 Growth Strategy – Russia
June 29, 2017