Высшее образование в Соединенном Королевстве (Великобритании) имеет давнюю историю. Обучение в городе Оксфорд зарегистрировано с 1096 года, что делает Оксфордский университет старейшим университетом в англоязычном мире. Кембриджский университет отметил свое 800-летие в 2009 году, отмечая ассоциацию ученых, которые впервые собрались в городе в 1209 году. Три шотландских университета — Сент-Эндрюс, Глазго и Абердин — были основаны папским быком в 15-м веке, а четвертый — Эдинбургский университет — был основан по королевской грамоте в 1583 году.
Значительное расширение высшего образования в Великобритании произошло в 19 веке, когда королевские грамоты были вручены колледжу Святого Давида, Лампетеру (впоследствии входившему в состав Университета Уэльса), Даремскому университету, Королевскому колледжу Лондона и Университетскому колледжу Лондона. Кроме того, во второй половине столетия были созданы медицинские, научные и инженерные колледжи в крупных промышленных городах Англии, некоторые из которых в конечном итоге объединились в так называемые университеты «красного кирпича» Бирмингема, Бристоля, Лидса, Ливерпуля, Манчестера. и Шеффилд.
В течение 1950-х и 1960-х годов, в качестве прямого ответа на требования растущего населения и потребности все более технологичной экономики, британское правительство намеревалось расширить сектор высшего образования. Новые колледжи передовых технологий были созданы с 1956 года и получили статус университета в 1966 году; Таким образом, Астон, Бат, Брэдфорд, Брунел, Сити, Лафборо, Солфорд и Суррей стали университетами, а Научно-технический институт Уэльского университета стал составной частью того, что сейчас является Университетом Кардиффа в 1988 году. 13 британских учебных заведений, в том числе Халл и Лестер, оба бывших университетских колледжа, получили статус университета в течение этих двух десятилетий, а также были созданы семь новых университетов Восточной Англии, Эссекса, Кента, Ланкастера, Сассекса, Уорика и Йорка.
Значительное расширение произошло в 1992 году, когда с помощью Закона о дополнительном и высшем образовании. Правительство Великобритании предоставило статус университета 35 бывшим политехникумам и ряду других учреждений, главным образом колледжам высшего и дополнительного образования. В период с 2001 по 2013 год было создано еще 31 университет, в том числе возникший в результате распада федерального университета Уэльса, но исключающий слияние учреждений, уже имеющих университетское звание, и еще десять университетских колледжей недавно подали заявки на статус университета выдвинут Тайному совету для официального утверждения. В совокупности эти университеты называют «пост-92» или «современными» университетами, хотя следует отметить, что многие из них имеют долгую и выдающуюся историю как профессиональные учебные заведения.
Высшее образование в Великобритании в настоящее время обеспечивается различными организациями. 166 учреждений в настоящее время имеют собственные полномочия по присуждению степени. Большинство из них также имеют звание «университет», которое присваивается только тем учреждениям, которые отвечают определенным критериям. Однако также растет число «перечисленных органов» — учреждений, которые не имеют полномочий присваивать свои собственные степени, но могут предоставлять полные курсы, которые приводят к тому, что некоторые учреждения имеют полномочия присваивать степени. В 2011 году правительство Великобритании подсчитало, что в дополнение к учреждениям, присуждающим дипломы, насчитывалось более 1600 учреждений, в том числе 250 колледжей дополнительного образования, которые в настоящее время предлагают некоторую форму предоставления высшего образования в Великобритании.
В остальной части этого документа основное внимание уделяется высшему образованию, предоставляемому учреждениями, присуждающими дипломы Великобритании, которые в совокупности именуются учреждениями высшего образования (ВУЗами).
Следует также отметить, что для многих целей политика в области высшего образования в настоящее время разрабатывается отдельно в каждой из стран, входящих в состав Соединенного Королевства, при этом правительство Шотландии, Правительство Уэльской ассамблеи и исполнительный орган Северной Ирландии, каждая из которых несет конкретные и различные обязанности в определенных частях. высшего образования и студенческой политики.
Использованные источники
- Развитие информационной культуры и самостоятельной культуры познавательной деятельности в среде Интернет. Томаков М.В., Курочкин В.А., Коренева А.В. В книге: Методы обучения и организация учебного процесса в вузе Сборник тезисов докладов II Всероссийской научно-методической конференции. 2011. С. 429-431.
- Образовательные и воспитательные задачи информационно-образовательной среды вуза. Томаков М.В., Томаков В.И., Курочкин В.А., Коренева А.В. В сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации материалы VIII Международной научно-технической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор: Е.И. Яцун. 2011. С. 278-282.
- Интеграция Интернет-ресурсов в процесс формирования информационной компетентности инженера: решения и проблемы. Томаков М.В., Курочкин В.А. Безопасность жизнедеятельности. 2011. № 7 (127). С. 43-47.
- Образовательные технологии как объект системного исследования. Томаков М.В., Курочкин В.А., Зубков М.Э. Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 2 (35). С. 162-168.
Chapter 1: Introduction to the UK higher education system