РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ И АЛГОРИТМОВ ДИАГНОСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОЙ БИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ МУЛЬТИПА-РАМЕТРИЧЕСКОГО ИГРОВОГО ТРЕНИНГА

В результате проведенных исследований разработана биотехническая система игрового тренинга, применяемая для активизации механизмов саморегуляции функционального состояния человека в ситуации виртуального соревновательного стресса на основе использования мультипараметрического сигнала обратной связи в виде соотношения частоты пульса и дыхания и субсенсорных моделей биоуправляемой цветостимуляции.

Игровые алгоритмы фрагментированы в гетерогенных подполях, каждая из которых посвящена конкретным аспектам личности и определенным парадигматическим перспективам. Поэтому важны попытки интеграции в всеобъемлющие теории, представленные в целевой статье. Но предлагаемые идеи основываются на неопределенных и часто круговых определениях основных терминов и понятий, которые препятствуют развитию и интеграции. Метатеоретическое определение подчеркивает основные идеи, лежащие в основе общих концепций игровых алгоритмов, и открывает новые возможности для концептуальной интеграции.

Концептуальная интеграция предполагает четкие определения основных терминов и понятий. Игровые алгоритмы сталкивается с особыми проблемами, потому что эти объекты исследования являются явлением повседневной общественной жизни, о которых каждый человек, включая ученых, обладает всеобъемлющими ложно-психологическими знаниями и лексикой (Uher, 2011, 2015a). Но в отличие от научных понятий и терминов, повседневные понятия и термины часто нечеткие и контекстно-зависимые (Hammersley, 2013) и содержат круговые пояснения (Laucken, 1974; Uher, 2013, 2015b, c). Несмотря на все научные усилия, это бросает вызов способности психологов однозначно определить основные термины и сделать четкие свои самые основные понятия (подробнее на сайте: Курсы психологии).

В диссертационной работе получены следующие основные результаты.

  1. Разработана биотехническая система игрового тренинга, включающая четыре элемента: аппаратный блок ввода электрофизиологической информации, осуществляющий считывание данных с датчиков пульса и дыхания, программный блок биоуправления, реализующий анализ электрофизиологических данных и формирование параметров управления, программный игровой блок, отвечающий за создание игровой среды, и программный блок цветостимуляции для оптимизации тренинга.
  2. Разработано устройство и алгоритмы ввода электрофизиологической информации с учетом медико-технических требований, позволяющие получать информацию о текущей частоте сердечных сокращений и частоте дыхания человека и их соотношении в режиме реального времени.
  3. Сформирован алгоритм определения успешности тренинга с учетом выбора модели биоуправления (модель активации или модель релаксации), позволяющий управлять динамикой игрового сюжета на основе отношения частоты пульса и дыхания и формировать рекомендации пациенту для достижения целей тренинга. Модели биоуправления игровым тренингом основаны на стратегиях, направленных на достижение успеха (модель активации) и избегание неудачи (модель релаксации) и устанавливают зависимость входных параметров игровой среды (цвет фона области вывода частоты сердечных сокращений и цвет управляемого объекта, скорость «враждебных» объектов) от текущего функционального состояния пациента.
  4. Разработаны модели и алгоритм цветостимуляции, включающие четыре элемента с различной частотой и скважностью сигналов стимуляции, управляемых ритмом дыхания, и способствующие возникновению активационных или релаксационных процессов организма путем субсенсорного светового воздействия красным или зеленым цветом с частотой альфа, бета или тета-ритмов.
  5. Для оценки эффективности игрового тренинга разработан алгоритм, заключающийся в определении показателя и уровня стресса, испытываемого до и после окончания сеанса тренинга. Тренинг считается эффективным, если по его окончании при использовании модели активации пациент достиг уровня умеренного стресса, в том время как для модели релаксации – сохранил нормальный уровень.

Создана управляющая оболочка биотехнической системы тренинга в виде программного средства для операционных систем семейства Windows, выполненного в среде разработки Borland Delphi, отличающегося привлекательной графикой и дружественным интерфейсом, а также возможностью оповещения о динамике функционального состояния пациента в режиме реального времени и обеспечивающего реализацию биоуправляемых игровых алгоритмов.

Использованные источники

  1. Uher, J. (in press). The Transdisciplinary Philosophy-of-Science Paradigm for Research on Individuals: Foundations for the science of personality and individual differences. In V. Zeigler-Hill & T. K. Shackelford (Eds). The SAGE Handbook of Personality and Individual Differences. Vol. 1. The Science of Personality and Individual Differences. Part 1: Theoretical Perspectives on Personality and Individual Differences. London, UK: Sage.
  2. Uher, J. (2011). Individual behavioral phenotypes: An integrative meta-theoretical framework. Why ‘behavioral syndromes’ are not analogues of ‘personality’. Developmental Psychobiology, 53, 521–548.
  3. Uher, J. (2013). Personality psychology: Lexical approaches, assessment methods, and trait concepts reveal only half of the story. Why it is time for a paradigm shift. IntegrativePsychological and Behavioral Science, 47, 1-55.
  4. Uher, J. (2015a). Conceiving «personality»: Psychologists’ challenges and basic fundamentals of the Transdisciplinary Philosophy-of-Science Paradigm for Research on Individuals. Integrative Psychological and Behavioral Science, 49, 398-458.
  5. Uher, J. (2015b). Developing «personality» taxonomies: Metatheoretical and methodological rationales underlying selection approaches, methods of data generation and reduction principles. Integrative Psychological and Behavioral Science, 49, 531- 589.
  6. Uher, J. (2015c). Interpreting «personality» taxonomies: Why previous models cannot capture individual-specific experiencing, behaviour, functioning and development. Major taxonomic tasks still lay ahead. Integrative Psychological and Behavioral Science, 49, 600-655.
  7. Uher, J. (2016a). What is behaviour? And (when) is language behaviour? Journal for the Theory of Social Behaviour, 46, 475-501.
  8. Uher, J. (2016b). Exploring the workings of the psyche: metatheoretical and methodological foundation. In J. Valsiner, G. Marsico, N. Chaudhary, T. Sato, and V. Dazzani (Eds.). Psychology as the Science of Human Being: the Yokohama Manifesto. Annals of theoretical psychology, Vol 13 (pp. 299-324). Cham, Springer International. https://doi.org/10.1007/978-3-319-21094-0_18.
  9. Uher, J., & Visalberghi, E. (2016). Observations versus assessments of personality: A five- method multi-species study reveals numerous biases in ratings and methodological limitations of standardised assessments. Journal of Research in Personality, 61, 61- 79.
РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ И АЛГОРИТМОВ ДИАГНОСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОЙ БИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ МУЛЬТИПА-РАМЕТРИЧЕСКОГО ИГРОВОГО ТРЕНИНГА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх